Главная | Статьи | Глава из книги " Кое что о работе нашего УМа" - " Особенности портрета лидера".

Кое что о работе нашего УМа" - " Особенности портрета лидера".

Статья называется – « Особенности портрета лидера». Написана в 2013 году после стратегической сессии сотрудников Альфа Банка. Статья носит исследовательский характер и написана в стиле научной беллетристики, но на самом деле – это психология в чистом виде.

Феномен лидерства по состоянию на сегодняшний день является наиболее актуальной ПРОБЛЕМОЙ современной социальной психологии. Невероятное количество всевозможных учений и теорий было создано во все времена развития человечества на предмет почему люди выбирают за кем идти, кому подражать, или что нужно делать, чтобы люди пошли за тобой. Что отличает ЛИДЕРА от не ЛИДЕРА? Каковы особенности ЛИДЕРА? С помощью какой шкалы мы можем измерить степень лидерства? В этой своей небольшой ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работе я попытаюсь ответить на эти вопросы, а так же множество других, которые возникают при обсуждении темы о  лидерстве.

Для того, чтобы  выяснить определенные закономерности в характерологических особенностях портрета ЛИДЕРА, сначала необходимо установить критерии оценки, опираясь на некоторые данные моего исследования. ЛИДЕРА можно характеризовать в определенные моменты его жизни, когда требуются конкретные навыки проявления лидерских качеств. Например, процесс принятия решения, или умение выделить главное, а затем увлечь за собой, вовлечь людей в процесс необходимый для дальнейшего становления и довести людей до момента получения конкретного результата. Один из самых важных критериев характеристики лидера - это его способ восприятия и переработки информации, способ мотивации и способ принятия решения.

Человеческий УМ, работающий с информацией и умеющий ее анализировать, разложить, как говорят, по полочкам, и сделать ее доступной в нужный момент времени, безусловно должен иметь некую внутреннюю хорошо организованную структуру. Согласно этой внутренней структуры, информация воспринимается, обрабатывается и становится частью ОПЫТА. В этой структуре существуют свои особенные функции распределительных систем, неврологическая  организованность, способность восприятия действительности происходящих событий.

В феврале 2013 года мне удалось принять участие в работе совещания руководящих работников ОАО "Альфа-Банк" в Москве. В основе своей это были руководители регионального и отраслевого уровня. Участвовали в работе  совещания и ТОП-менеджеры банка. Тема, которая была предложена для обсуждения располагалась недалеко от темы:" Что для нас означает развитие лидерства?".  Участники совещания были разбиты на условные группы, состоящие из 10 - 15 человек. Каждая группа обсуждала свою, только что выдвинутую тему, которая была интересна только этому кругу людей. Однако не запрещалось переходить из группы в группу, чтобы вести дискуссии по наиболее интересным темам. Перечислю некоторые из обсуждаемых тем: три типа лидерства, как стать лидером?, командное лидерство, лидерство как культура, лидерство - мужчина и женщина - в чем отличие?, развитие личных качеств у своих сотрудников, как лидеру не стать диктатором?, верно ли , что лидером может стать только начальник?, лидерство - врожденное или приобретенное качество?, лидерство и харизма, формальный и не формальный лидер?, верно ли, что лидером может стать каждый?, идеальный день лидера, этика лидера, и еще целое многообразие вариантов обсуждений на тему лидерство. Обсуждения каждого участника из каждой группы было зафиксировано на бумажном носителе и мне, в течении трех недель, доставляло огромное удовольствие разбирать написанное. Я оказался единственным, кому пришло в голову собрать все эти данные и было интересно поразмышлять над мыслями моих коллег на данную тему. Из всех этих записанных на бумаге дискуссий, конечно соответственно их проанализировав, а это почти 350 листов бумаги с вопросами и ответами на тему лидерства, удалось вывести некие постулаты, имеющие непосредственное отношение к лидерству. Они как раз и легли в основу моих записок "Особенности портрета лидера". Свои соображения, и свое видение портрета ЛИДЕРА и хочу  предложить Вашему вниманию.

Что особенно бросается в глаза после детального изучения материалов, доставшихся мне после проведенного совещания? У каждого лидера присутствующего на совещании, а это несомненно лидеры, как и любого другого среднестатистического человека, есть своя какая-то внутренняя полка, которая располагается в УМе человека. На этой, так называемой полке, он упорядочивает  свои знания и опыт, полка, на которой сосредоточены основные черты  характера, которые ему даны от рождения природой. Полка - это конечно очень образно сказано. Но посмотрим дальше. Глядя на эту полку человек видит определенные свои возможности и совершает определенный набор операций. На этих же полках хранятся и фильтры восприятия мира данного человека. На этих полках хранятся люди, время, место, вещи и действия, процессы и процедуры, ценности, результаты. Расшифруем, что бы было понятнее.

ЛЮДИ. Существуют люди, которые всегда ориентированы на людей. Они четко знают, кто из людей задействован в том или ином событии. И на мой взгляд еще более ценное качество - они знают кого можно ЗАДЕЙСТВОВАТЬ в том или ином событии.

ВРЕМЯ. Для этой категории людей всегда важно когда, что и в какое время произошло, происходит или будет происходить событие. Они прежде всего упоминают дату или время того события о котором хотят говорить.

МЕСТО. События их жизни связанны с теми местами, где происходили. Они хорошо помнят особенности обстановки и место нахождения событий.

ВЕЩИ И ДЕЙСТВИЯ. Люди этого типа четко замечают, что их окружает, и какие действия происходят вокруг.

ПРОЦЕССЫ И ПРОДЦЕДУРЫ. Эти люди склонны детально описывать шаги своих действий, действий других людей. Они концентрируют свой опыт в некую последовательность событий, после чего он становится более доступным для других людей.

ЦЕННОСТЬ. Этот тип людей классифицирует мир, оценивая значимость его событий. Им всегда легко знать, что для них важнее, а что не стоит внимания.

РЕЗУЛЬТАТ. Эти люди всегда ориентированы на результат. Они живут будущим и к нему стремятся. Всегда имеют четко выстроенную перед собой ЦЕЛЬ.

Во всяком случае всем нам надо давно понять главное - лидерство это не придуманный и созданный нами процесс, а поведение человека, основанное на врожденном складе УМа, и на рефлексах, приобретенных в результате долголетнего опыта. Этими двумя фразами "врожденный склад УМа" и "долголетний опыт" мне хотелось бы поставить большую толстую точку в затянувшемся споре психологов, теоретиков и практиков на тему:" ЛИДЕРАМИ рождаются" или " ЛИДЕРАМИ» становятся"? На мой взгляд совершенно равнозначно и то и другое.

Настоящий лидер, наверное никогда и не задаст себе вопрос: ЛИДЕР он или нет? Ему это и в голову не придёт. Не проходит дня, чтобы меня не спросили: как отличить ЛИДЕРА от не ЛИДЕРА? Многие психологи и специалисты, не имеющие отношения к нумерологии, говорят, что у ЛИДЕРА несколько иная психология поведения. Его мысли, чувства, стремления и желания в значительной мере отличаются от других людей. И конечно они правы! Действительно сильно отличаются. Но почему? Потому, что основные лидерские черты характера ЛИДЕРА являются врожденными. Это дар природы. Какие же это черты? Прежде всего наличие Ума, Воли, Справедливости и Терпения. Не каждый человек рожденный на планете Земля может быть ЛИДЕРОМ. Но каждому человеку рожденному в определенный день, месяц и год уготована своя судьба, своя миссия, своя задача воплощения. Однако справедливо будет сделать и другое утверждение. Есть и другие люди,  у которых совсем нет выдающихся данных в своем характере, но они чрезвычайно усердны и трудолюбивы. Изо дня в день они заставляют себя наблюдать, учиться, трудиться и оттачивать свой дар. В природе существуют умники и умницы от рождения, а есть еще трудоголики и необыкновенно упорные люди. Поэтому безусловно, при желании, можно стать лидером. Всегда и везде были, есть и будут люди, которые говорят: давайте это изменим к лучшему, давайте сделаем это по другому! Поэтому одно из важных качеств лидера - это способность вызвать у другого человека желание изменяться и чтобы этот человек захотел это делать. Только лидер способен на такую мотивацию - показать, что тот уровень, на котором ты находишься, не является оптимальным. А для этого совсем не обязательно иметь такой уж острый аналитический УМ. Достаточно видеть рациональное зерно, уметь увлечь и повести за собой.

17.02.2013 год.

 

Кальциевое сумасшествие или ЗНАНИЕ СИЛА!

hand_v5-lin В этой статье речь пойдёт об элементарных ЗНАНИЯХ для сохранения своего здоровья. Отныне человеческий глаз фиксирует не природные красоты, но антенны радиобашен. «А я все чаще замечаю, что телевизор мне природу заменил»! Реклама заменила знания, социальные сети — живое общение, фасфуд — обычную еду, ... Человек сейчас достиг всего, к чему шел веками, а именно «хлеба и зрелищ». Кто-то сказал: «Раньше были дети-почемучки («почему так происходит»), а сейчас зачемучки («зачем мне это надо»). Действительно, зачем напрягаться, когда ЗА тебя уже все придумали. Но вот ДЛЯ тебя ли!?

РАВНОВЕСИЕ

scales_v5-lin Встретились как-то ДУША и РАЗУМ. РАЗУМ увидел ДУШУ и ну, обниматься, целоваться и рассыпаться в комплиментах. «Как ты хороша, чиста, честна!» - не переставал он говорить. И как трудно мне всё познать, разузнать, выстроить план действий, наметить ПУТЬ, чтобы выйти на новый виток жизни! Как всё успеть и везде побывать, чтобы больше знать! Как трудно управлять всем и всеми!- продолжал тараторить он. «Как ты можешь жить в мире и покое?» - вдруг вспомнил РАЗУМ о правилах приличия и спросил свою собеседницу. ДУША не успела открыть рот, чтобы что-то ответить, как РАЗУМ перебил её, вновь жалуясь на свою судьбу, перечисляя другие свои многочисленные проблемы и не замечая попыток собеседницы что-то сказать. С той поры ДУША замолчала. Она поняла, что с РАЗУМОМ бесполезно спорить, он не слышит НИКОГО и не видит НИЧЕГО вокруг. Его распирает ВАЖНОСТЬ его мнимой кипучей деятельности! Молчит ДУША, а РАЗУМ продолжает молоть ЧЕПУХУ и искажать судьбу. Молчит ДУША, не дают ей даже рот открыть! Но знает она, что ГОСПОДЬ только ей дал возможность принимать правильные решение и вести ВПЕРЁД людей, поднимая их на новые витки жизни! ИСТИНА говорит, что ГОСПОДЬ даёт задание на получение опыта в этой жизни ДУШЕ, а РАЗУМ и ТЕЛО – только её помощники для получения этого опыта. СТРЕМИСЬ сделать так, чтобы твой РАЗУМ услышал ДУШУ, и вместе с ТЕЛОМ помогал ей и тогда ты будешь ВСЕГДА на гребне нужной волны, и поплывёшь к берегам СЧАСТЬЯ!