Главная | Статьи | Про СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Про СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Люди часто обращаются к психологу по поводу СПРАВЕДЛИВОСТИ. Многим из нас кажется, что к нему относятся не СПРАВЕДЛИВО - его домашние, члены семьи (жена не ценит, муж обнаглел, дети избалованы). Нет справедливости и на работе - не ладятся отношения в коллективе, начальник несправедлив и прямо со свету сживает. Где она, эта справедливость - всю жизнь тихо жил, никого не трогал, был ответственным, исполнительным и вдруг, бах! на тебе! - плохую болячку получил. Нет в жизни справедливости! В поликлинику пришел - огромная очередь, стоял, стоял - не достоялся! Нет справедливости. В трамвае, к тому же, кто то на ногу наступил, да ещё и машина обрызгала - нет справедливости! Главная психологическая тонкость СПАРАВЕДЛИВОСТИ заключается в том, что, как и ПРАВДА у каждого человека своя, так и СПАРАВЕДЛИВОСТЬ у каждого своя. И сразу притча, чтобы было нагляднее. Однажды ВОЛК, ЛИСА и ЛЕВ решили охотиться сообща. Дела пошли хорошо – поймали козу, оленя и зайца. «Дели добычу, - сказал ЛЕВ ВОЛКУ. – Но только по СПРАВЕДЛИВОСТИ!». «Хорошо, - согласился ВОЛК. – Козу, я полагаю, надо отдать тебе, зайца - ЛИСЕ, а себе я возьму оленя!» Услышав о таком « справедливом» в кавычках дележе, разгневанный ЛЕВ растерзал ВОЛКА на мелкие кусочки. «Теперь дели ты, - сказал ЛЕВ, обращаясь к ЛИСЕ. – Только по СПРАВЕДЛИВОСТИ!». «С удовольствием, - сказала ЛИСА. Пусть коза будет тебе на завтрак, олень – на обед, а заяц – на ужин, а я себе что- нибудь ещё поймаю!». «Вот это правильное решение, - сказал ЛЕВ. Кто научил тебя так хорошо делить?». «Лежащий перед тобой растерзанный ВОЛК, о мой ГОСПОДИН!».

А почему так важно человеку знать, что справедливость есть? Почему он бьется за нее, досадует, негодует, обижается? Да потому что в это понятие человек включает удовлетворение своих основных жизненно важных потребностей: «Я хочу быть нужным, хочу, чтоб меня понимали, любили, ценили и уважали. Хочу быть успешным и на работе, и в учебе, и дома. Хочу получать заслуженное уважение. Потому что заслужил - выстоял, выработал, выдержал и мне необходима взаимность от людей, от общества». Мне кажется, что это всем знакомая и понятная ситуация. Иногда можно и себя в этой ситуации вспомнить...А если человек не получает заслуженной, на его взгляд, справедливости, то он начинает испытывать эмоции разрушающие его единство ДУШИ и тела - гнев, обиду, зависть и производные от них. Замкнутый круг какой-то получается: нет СПРАВЕДЛИВОСТИ - есть ГНЕВ. Есть ГНЕВ - есть разрушения, особенно всего внутри себя. Есть разрушения (соматические, психологические либо совместные) – и опять же - нет СПРАВЕДЛИВОСТИ. И это ещё одна психологическая тонкость в истории про СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

Очень часто люди в поисках СПРАВЕДЛИВОСТИ ищут третейских СУДЕЙ – на работе это может быть начальник, или уважаемый всеми коллега, в семейной жизни к психологу ходят парой – супруг с супругой, чтоб он рассудил, кто из них на самом деле виноват, в ком из них спрятана проблема, и чтоб все по справедливости. А ВДРУГ психолог сможет выискать причину нарушенной справедливости, докопаться, так сказать, до истины, до самого дна и вырвать ее с корнем? И тут я вынужден Вас разочаровать, ОБЪЯСНЯЯ бесполезность поиска СПРАВЕЛИВОСТИ. НЕТ ОБЪЕКТИВНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ!!! Справедливость, как у правда у каждого своя. Существует только субъективное ощущение того, что к тебе относятся не СПАРАВЕДЛИВО. Поэтому и свои ЦЕЛИ, которые человек ставит в поисках СПАРАВЕДЛИВОСТИ представляются, как ХОТЕЛКИ: «Я хочу, чтобы он, она (муж, жена, ребенок, начальник, ...) стал меня уважать, ценить, любить, платить мне достойно и т.д.». История всего мира очень богата примерами борьбы за справедливость. Еще во времена Христа, и в более ранние времена, люди собирали СУДЫ, чтобы с их помощью вершить справедливость. Но можно ли назвать, то, что они делали словом «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»? Только в кавычках! В те времена, справедливость чаще всего была на стороне правителей. И обычный человек ничего не мог поделать, если справедливость нарушалась со стороны власти. Понятие СПАРАВЕДЛИВОСТЬ люди понимают по-разному. И именно поэтому, иногда говоря: «Мы за справедливость!»,- люди совершают поступки на самом деле далекие от нее. Мы же все читали, смотрели фильмы про знаменитого Робин Гуда, который считал, что СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это отбирать деньги у богатых, часть из них оставлять себе, а часть – отдавать бедным. Получается, что если человек, не сидел на печи, а работал от рассвета и до заката, при этом хорошо зарабатывал, то он должен был их отдать разбойнику с большой дороги, пусть он и зовется Робин Гудом, но который ничего не производит, и еще ряду таких же бездельников, которые хотят иметь деньги, еду, но не хотят ничего для этого делать. Если это СПРАВЕДЛИВОСТЬ, то хотел ли сам Робин Гуд, чтобы ее к нему применили? На схожей идее справедливости выросло ни одно поколение в России. Но давайте посмотрим, несла ли это идея справедливость: когда на заводе один работает за троих, а любитель выпить, который был никчемным работником, получал незаслуженную зарплату? Где здесь справедливость? Захочет ли, к примеру «ударник» труда и дальше работать с полной отдачей, если можно особо не перегружаясь иметь аналогичную зарплату? Лично Я предпочитаю перенаправить фокус внимания на самого человека: «А что можешь ты? Что хочешь ты? Даешь ли ты любовь, уважение? Ценишь ли ты в той мере то, за что требуешь отдачи? И вот здесь ещё одна психологическая тонкость - мы можем требовать, умеем требовать, нам нравиться требовать, а отдавать не умеем, не хотим, и порою даже не думаем об этом. Наша ДУША медленнее, чем необходимо развивается и растет, наше сознание еще находится на младенческой стадии формирования. Если человек голоден, он - кричит, если ему холодно - кричит, если страшно - кричит! Дайте! Мне плохо! Никто не научил и не подсказал, что прежде чем требовать, нужно научиться отдавать, и отдавать с лихвой, не требуя ничего взамен. Люди говорят: «Делай добро и бросай его в воду, тогда оно обязательно вернется откуда сам знать не будешь». Порою поиски СПРАВЕДЛИВОСТИ заканчиваются созданием конфликтных ситуаций или даже войнами. Есть такой афоризм: «В СПРАВЕДЛИВОСТИ всегда есть приправленная щепотка МЕСТИ» (Ж. Вольфром). Тратя свою энергию и время на негатив, зацикливаясь на обиде, на вчерашнем дне, мы, к сожалению, упускаем из виду день сегодняшний и все то, что он нам дает. Когда-то кто-то спросил у Конфуция: «Правильно ли отвечать ДОБРОМ на ЗЛО?» - он ответил: «Как можно отвечать ДОБРОМ? На ЗЛО отвечают СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ. А на ДОБРО всегда отвечают ДОБРОМ!».

И все таки СПРАВЕДЛИВОСТЬ существует. Пусть даже у каждого своя. Общественное представление о СПАРАВЕДЛИВОСТИ безусловно регулирует, дисциплинирует поведение людей и их отношение друг к другу. Людям необходимо стремиться иметь одинаковые представления о СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Всячески ВЫРАВНИВАТЬ это понятие – у каждого своя СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Но меняется время, меняется и понимание СПРАВЕДЛИВОСТИ, и тем интересна эта эволюция, чтобы понять её влияние на человека, да и на всё человечество в целом. В Древнем мире самым известным и популярным принципом СПРАВЕДЛИВОСТИ был завет Моисея: «Глаз за глаз, зуб за зуб». В основе первичного принципа наказания лежал закон Талиона (Закон Возмездия или Воздаяния). Мера наказания соответствовала преступлению. В ХIII веке до нашей эры Моисей на Синайской горе получил 10 Заповедей в виде божественного откровения. Они включали правила, которые лежали в основе справедливых человеческих отношений и оказывали влияние на личное поведение. Наказание сформулировано в виде Закона Возмездия: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход, 21:23-25). Самые ранние писаные правила археологи обнаружили на шумерских клинописных таблицах, содержащих самые древние юридические нормы, дошедшие до наших дней. В 2100 году до нашей эры кодексы Месопотамии устанавливали и закрепляли представления о справедливости, на которых было основано не одно последующее царство Вавилона и Ассирии. Шумерские законы - первые предписания, имеющие характеристики справедливости и понимание того, что любой серьезный проступок, направленный против человека, общества, власти, должен быть соответственно наказан. Представления о справедливости проникли и в государственную сферу, и в частную. Самый известный из сохранившихся кодексов древности - сборник законов царя Хаммурапи, который управлял Вавилонской державой в течение первой половины восемнадцатого столетия до нашей эры. Кодекс Хаммурапи состоял из 282 юридических правил, определяющих представления о справедливости того времени - об отношениях между людьми в области гражданских и уголовных отношений. Они касались вопросов имущественного, семейного права и многих других актуальных юридических проблем того времени. Наказание за нарушение закона согласно кодексу Хаммурапи изменялось в соответствии со статусом обидчика и жертвы. Представление о социальном и политическом равноправии в то время еще отсутствовало. На сохранившихся древних каменных изображениях можно увидеть царя Хаммурапи, обращающегося к Богу Справедливости и просящего у него поддержки установленной им системе правосудия. Другие традиционные кодексы правосудия, воплощающие правила личного поведения и придававшие устойчивость и стабильность социальному порядку древности, были введены Буддой в Индии и Китае, Конфуцием в Китае и в Палестине Иисусом из Назарета, чье Евангелие Милосердия, Прощения и Любви сделало много, для того чтобы изменить концепцию карательного правосудия. Подобные представления о справедливости распространились от Ближнего Востока до Европы, а впоследствии они попали в большую часть мира и завоевали его. Традиционный исламский Закон ШАРИАТ формулирует нарушения, которые строго карались. Верующего, уличенного в серьезном проступке, ждало суровое и справедливое по законам ислама наказание. По принципу Возмездия смертью карались и грабеж на дорогах, и измена; лишение руки ожидало совершившего кражу; побитием камнями до смерти наказывались внебрачные сексуальные связи; было определено число ударов плетью за распитие спиртных напитков и за другие нарушения закона. Эти жесткие нормы правосудия имели разную интерпретацию в различных течениях ислама и в различных регионах его распространения. Постепенно со временем и под влиянием других культур, особенно христианской, в девятнадцатом и двадцатом столетиях самые жестокие правила были видоизменены. Все вышеперечисленные кодексы норм поведения имели колоссальное влияние на людей, но, однако, все они являлись нормами правосудия, которые принимались без обсуждения, т.е. в «директивном, спущенном сверху порядке» и заставляли людей подчиняться заповедям СПРАВЕДЛИВОСТИ и добродетели.

В четвертом столетии до нашей эры в Греции попытку определения справедливости сделал Платон в лучшем своем произведении «Государство». Его «справедливость - это выражение интересов сильного», «справедливо то, что говорят и делают влиятельные люди». Еще более значительный шаг в понимании СПРАВЕДЛИВОСТИ сделал Аристотель. В своей работе «Этика» он признает важность Закона Воздаяния, но он его дополняет принципом Пропорциональности. Древний мыслитель полагает, что умеренность и честность при определении наказания должны избавить общество от крайностей, установив баланс между преступлением и наказанием. Аристотель считает, что справедливое наказание не должно быть крайне жестоким и излишне мягким. И должно быть основано на законе, который гарантирует справедливое, честное отношение к гражданам со стороны государства во благо каждого. Несправедливое правительство в свою очередь игнорирует закон. С позиции сегодняшнего времени абсолютно понятно, что ни Платон, ни Аристотель не связывали представление о СПРАВЕДЛИВОСТИ с социальным и политическим равенством. Они искали основы СПРАВЕДЛИВОСТИ прежде всего в естественном Законе человеческой природы, который должен находить свое продолжение в государственной юридической системе. Разнообразные подходы к пониманию естественного закона были позднее разработаны рядом христианских средневековых мыслителей, начиная от Святого Августина до Фомы Аквинского и заканчивая светскими учеными эпохи Просвещения, политическими философами, вершиной деятельности которых были научные идеи Джона Локка и Жан Жака Руссо.

Идея справедливости имеет ОБЩЕСТВЕННОЕ измерение и ЧАСТНОЕ. А в своей основе она имеет больше общего, чем отличного для большинства людей. В СПРАВЕДЛИВО устроенном обществе устанавливаются пределы, в которых возможно реализовывать лучшие устремления как личности, так и групп граждан в действиях, не нарушающих права и свободы других лиц. Изучая перечисленные точки зрения, можно выделить две конфликтные позиции, в основе которых лежат два различных подхода к определению справедливости. В Первой позиции - приводятся доводы в пользу большей меры СВОБОДЫ в обществе и утверждают, что государство должно СУЗИТЬ свою ответственность, защищая человека, гарантировать ему минимальные условия существования, осуществляя охрану жизни, здоровья и собственности гражданина, его неприкосновенность, обеспечивать законность контрактов и избавить общество от мошенничества. СПРАВЕДЛИВОСТЬ в данном случае требует, чтобы человек имел право на все, что в состоянии гарантировать государство при ограниченном вмешательстве в личную и общественную жизнь. Во Второй позиции - приводятся аргументы в пользу большей меры справедливости, опираясь на представления о социальном государстве всеобщего благоденствия, которое занимает более активную роль в жизни всего общества и отдельно взятого человека. Они полагают, что каждый гражданин должен иметь равный объем политических свобод, таких, как свобода слова, совести, собраний и так далее. Правительство ведет массированную разумную политику регулирования в социальной и экономической сфере, сглаживая имущественное неравенство, защищая и достойно обеспечивая менее успешных членов общества. Между этими двумя крайними точками зрения существует большое количество промежуточных взглядов. И у меня есть свой взгляд на понятие СПРАВЕДЛИВОСТИ. Совсем недавно я познакомил Вас со своей статьей «Закон кармы», в которой подробно рассказал, что кроме чисто человеческого понятия СПРАВЕДЛИВОСТЬ, существует ещё такое понятие, как БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Однажды старца отца Паисия спросили, что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ? И он ответил, что есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ человеческая, а есть БОЖЕСТВЕННАЯ и привёл такой пример: « Пришёл человек в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это СПРАВЕДЛИВО? Конечно нет. Тогда ТАК - У друзей было десять слив. Они поделили из поровну, по пять и съели. Это справедливо? Да,- ответили просители. Но это человеческая СПРАВЕДЛИВОСТЬ. А есть ещё СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ! Представьте себе, что один из друзей, у которых было десять слив, каким то образом узнал, что его друг очень любит сливы и тогда он сказал:

« Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю, у меня от них живот болит, да и кушать пока не очень хочется!» И сказал старец: « В этом и есть суть БОЖЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ!». Основные Законы БОЖЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ:

1.       Каждый человек в этом мире получит и получает в своей жизни только то, что заслуживает и что должен пройти для завершения своей эволюции на Земле, отработки КАРМИЧЕСКИХ грехов и реализации своего предназначения. Именно поэтому люди проходят множество сложных и не всегда понятных жизненных уроков.

2.       СПРАВЕДЛИВОСТЬ не всегда очевидна, поэтому она реализуется по – разному и часто растянута по времени. Но сути это не меняет – каждый человек в полной мере ответит за каждый свой поступок, хороший или плохой, за каждое своё действие и даже мысль.

3.       Реализует Закон СПРАВЕДЛИВОСТИ в пределах Земли – КАРМА. Об этом я подробно писал в своей недавней статье «Закон КАРМЫ».

4.       БОЖЕСТВЕННАЯ справедливость может быть не понятна с точки зрения человека, потому что она направлена, прежде всего, на бессмертную ДУШУ, которая живет на Земле не одну, а много жизней. Именно поэтому в нашем мире можно наблюдать страдания даже маленьких детей, которые вроде бы ещё ничего плохо сделать просто не успели. Однако это не означает, что ДУШИ маленьких детей могут быть безгрешными. Страдает тело маленького человечка, а ДУША, при этом, последовательно проходит свой очередной урок.

Для идеи СПРАВЕДЛИВОСТИ имеют значение общественные меры, направленные на укрепление справедливых демократических норм и процедур, а так же ЧЕСТНЫЙ сбалансированный гражданский и уголовный процесс. Есть ещё такое понятие, как уважение ко всем гражданам, независимо от того, принадлежат ли они к большинству или являются частью какого-либо меньшинства. И на конец грамотное распределение социального и экономического бремени, и общественных благ. Таким образом, достижение большего уровня РАВНОПРАВИЯ является возможностью, которая позволяет построить более СПРАВЕДЛИВОЕ общество. С самого раннего детства людей оглушают требования СПРАВЕДЛИВОСТИ, и до самой старости поиск СПРАВЕДЛИВОСТИ является одним из самых мощных рычагов развития цивилизации.

Кальциевое сумасшествие или ЗНАНИЕ СИЛА!

hand_v5-lin В этой статье речь пойдёт об элементарных ЗНАНИЯХ для сохранения своего здоровья. Отныне человеческий глаз фиксирует не природные красоты, но антенны радиобашен. «А я все чаще замечаю, что телевизор мне природу заменил»! Реклама заменила знания, социальные сети — живое общение, фасфуд — обычную еду, ... Человек сейчас достиг всего, к чему шел веками, а именно «хлеба и зрелищ». Кто-то сказал: «Раньше были дети-почемучки («почему так происходит»), а сейчас зачемучки («зачем мне это надо»). Действительно, зачем напрягаться, когда ЗА тебя уже все придумали. Но вот ДЛЯ тебя ли!?

РАВНОВЕСИЕ

scales_v5-lin Встретились как-то ДУША и РАЗУМ. РАЗУМ увидел ДУШУ и ну, обниматься, целоваться и рассыпаться в комплиментах. «Как ты хороша, чиста, честна!» - не переставал он говорить. И как трудно мне всё познать, разузнать, выстроить план действий, наметить ПУТЬ, чтобы выйти на новый виток жизни! Как всё успеть и везде побывать, чтобы больше знать! Как трудно управлять всем и всеми!- продолжал тараторить он. «Как ты можешь жить в мире и покое?» - вдруг вспомнил РАЗУМ о правилах приличия и спросил свою собеседницу. ДУША не успела открыть рот, чтобы что-то ответить, как РАЗУМ перебил её, вновь жалуясь на свою судьбу, перечисляя другие свои многочисленные проблемы и не замечая попыток собеседницы что-то сказать. С той поры ДУША замолчала. Она поняла, что с РАЗУМОМ бесполезно спорить, он не слышит НИКОГО и не видит НИЧЕГО вокруг. Его распирает ВАЖНОСТЬ его мнимой кипучей деятельности! Молчит ДУША, а РАЗУМ продолжает молоть ЧЕПУХУ и искажать судьбу. Молчит ДУША, не дают ей даже рот открыть! Но знает она, что ГОСПОДЬ только ей дал возможность принимать правильные решение и вести ВПЕРЁД людей, поднимая их на новые витки жизни! ИСТИНА говорит, что ГОСПОДЬ даёт задание на получение опыта в этой жизни ДУШЕ, а РАЗУМ и ТЕЛО – только её помощники для получения этого опыта. СТРЕМИСЬ сделать так, чтобы твой РАЗУМ услышал ДУШУ, и вместе с ТЕЛОМ помогал ей и тогда ты будешь ВСЕГДА на гребне нужной волны, и поплывёшь к берегам СЧАСТЬЯ!