Главная | Статьи | Про ВООБРАЖЕНИЕ.

Про ВООБРАЖЕНИЕ.

Я начну писать эту статью с анекдота про Ходжу Насреддина. Однажды он поздно вечером возвращался домой. Вдруг увидел группу всадников, приближающихся к нему. У него разыгралось ВООБРАЖЕНИЕ. Он представил себе, что это разбойники, которые собрались его грабить. Насреддин бросился бежать, перелез через ограду кладбища, увидел только что отрытую могилу и спрятался в ней. Всадники, а это были совершенно обычные путешественники, заинтересовались его поведением и последовали за ним. Они нашли могилу в которой лежал трясущийся от страха Насреддин, и спросили его: « Что Вы здесь делаете?» И Ходжа, который понял, что произошло ответил, да так КРАСИВО, что эту фразу некоторые помнят по сей день. Он сказал им: « Всё не так просто. Дело в том, что я здесь из-за Вас, а Вы из-за меня!». Человек уникальное создание, пожалуй самое удивительное из всех существующих на Земле. Он устроен так, что всё время чего то хочет, при чем всегда того, чего у него нет – машину, дачу, дом, новые обои, красную икру, новую посуду, холодильник, много путешествий и каждый раз в новые края, новую женщину, нового мужчину, детей, не иметь детей, и т.д. В принципе  это – нормально, потому что, если хотеть то, что у тебя уже есть, весь смысл ЖЕЛАНИЙ пропадает. И тогда ничего не меняется и ничего делать не нужно. Наверное, при таком раскладе жизнь не интересна, да и не нужна. Давайте вместе посмотрим по сторонам. Всё, что мы видим в нашем окружении создано человеком. А до того, как человек всё это создал, всего этого не существовало. Как же он мог это сделать, если этого в природе не было? Опять же просто – при помощи ВООБРАЖЕНИЯ. Сначала нафантазировал, т.е. придумал, а потом свои фантазии воплотил в реальность. Великий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение ВАЖНЕЕ, чем знания. Знания ограничены, тогда как ВООБРАЖЕНИЕ охватывает целый мир, стимулирует прогресс, порождает эволюцию». Не менее знаменитый Никола Тесла вторил ему: «Сначала я создаю свои изобретения внутри своего ВООБРАЖЕНИЯ и лишь затем воплощаю их в реальность». Константин Циолковский создал в своем воображении целую теорию КОСМОНАВТИКИ, хотя первый космический аппарат взлетел в небо более, чем через 20 лет после его смерти. Вот и получается, что по наветам Насреддина – они ( вещи, предметы, и многое другое) из-за нас, а мы из-за них! Человек не может существовать без ВООБРАЖЕНИЯ. Любое наше действие совершается ради воображаемого результата, ради того, чего ещё нет, а поэтому любое наше действие имеет пусть маленькую, а для кого то и большую - ЦЕЛЬ, а любая ЦЕЛЬ есть результат ВООБРАЖЕНИЯ. Мы ведь то, чего хотим достичь сначала ВООБРАЖАЕМ! Всё ВЕЛИКОЕ вначале создавалось в наших мечтах. Сначала кто то вообразил город или паровоз, а потом взял его и построил.

А что говорит наука по этому поводу? ВООБРАЖЕНИЕ – это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств( например события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого мира или не существующего вообще – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). Способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Таким образом ВООБРАЖЕНИЕ - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что у человека нет фантазией. Мы лишились бы почти всех имеющихся в мире научных открытий, произведений искусства, и много ещё чего другого. Дети не услышали бы миллионы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит ВООБРАЖЕНИЕ, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой ЗАБОТЕ в плане своего развития. Известно, что эта способность развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной статьи является знакомство с психической функцией воображения. Один школьник спросил известного писателя Джанни Радаре: "Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?", "Учи, как следует математику", - услышал он в ответ. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение является основной нашего мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без своего конкретного участия. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны, а может и нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в Ум, и которое завершается формированием образа, ВООБРАЖЕНИЕ отличается тем, что его образы порою не соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, в которых мало что соответствует действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, то его называют мечтой.

МЕЧТА.

В любую творческую деятельность включена фантазия, без этого невозможно было бы творить. Однажды бродила по белу свету Безумная Мечта. Она была настолько безумна, что никто не хотел с ней связываться. Она была ни на что не похожа, ни с чем не сравнима, ее трудно было даже словами описать. Человеку, который её придумал говорили: «Глупец, ты растратишь свою жизнь в погоне за этой Безумной Мечтой. Этого не может быть, потому что не может быть никогда, — вразумляли другие. Ты мог бы заняться делом и принести много пользы себе и людям, — утверждали третьи. Но человек был глух к чужим увещеваниям – его влекла Безумная Мечта, и он целенаправленно и неутомимо шел к ней. Безумец… — махнули на него рукой родные и близкие. – Ничего у тебя не получится. Простая логика подсказывает, что это невозможно». Но он не верил людям, которые его отговаривали, он верил в свою Безумную Мечту и шаг за шагом шёл к ней. Так был изобретен телевизор – невероятное устройство, передающее живое изображение и звук с помощью радиосигналов. Поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей сути есть осуществлённая человеческая мечта. В любом, даже самом обычном предмете, можно увидеть воплощённую мечту многих поколений людей. И чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней отражено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение и новая вещь кажется совершенной, но жизнь неумолимо движется вперед и люди замечают у неё недостатки, и начинают мечтать о более значимых качествах данной вещи. Четыре века назад обычная резиновая шина была неосуществимой мечтой. В те времена можно было только мечтать о таком колесе, который бы не пропускал воздух и был мягким и легким. Но сначала изобрели колесо, потом резину, а после и саму покрышку. А сколько ещё сопутствующих предметов и деталей, начиная от диска, резиновой камеры, насоса и заканчивая ниппелем? Получается, что каждая осуществленная мечта даёт начало новым. И нет этому конца, пока существует человечество.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

Воображение характеризуется деятельность, активностью. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой. Воображение может быть ВОССОЗДАЮЩИМ (создание образа предмета по его описанию) и ТВОРЧЕСКИМ (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

1. АГГЛЮТИНАЦИЯ , т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек -зверь или человек-птица.

2. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

3. СХЕМАТИЗАЦИЯ. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

4. ТИПИЗАЦИЯ. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

5. АКЦЕНТИРОВАНИЕ. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Как наглядный пример, могу привести следующую притчу: « Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Саша, не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к выступлению. Когда же терпение его отца лопнуло, он вытащил из стопки один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со словами: «Саша, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького мальчика. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 7 минут. Как тебе удалось так быстро справиться с заданием? — спросил отец. — Это не было сложно, — ответил Саша. — Просто на другой стороне картинки, был большой рисунок человека. Я перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека, затем снова перевернул лист и получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек правильный, то и мир будет правильный. Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. Молодец сын! – сказал отец, это верно, если человек правильный, то и мир будет правильный». Продолжим дальше. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. С процессом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Так, репродуктивным воображением можно назвать направление в искусстве, называемое натурализмом. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору и фауну русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но, если  эта реальность пропускается через продуктивное воображение художников, они могут по-новому ее конструировать, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Примером такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастические романы братьев Стругацких и т.д. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоциональное воздействие на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде, чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому свои волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. И получается опять по сценарию Ходжи Насреддина: « Я здесь из-за Вас, а Вы из-за меня!» Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством, это относится к любому творческому процессу, в науке, технике, изобретательстве, бизнесе, и т.д. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет только положительную роль. Однако есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. Но встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Надеюсь, что своей новой статьёй я придам некоторую активность и правильность Вашему ВООБРАЖЕНИЮ. Мечтайте и фантазируйте на здоровье. И последняя притча на сегодня:

Однажды царь Соломон сидел в своём прекрасном саду возле пруда. Он был задумчив и любовался тем, как плещутся в воде рыбы. К нему подошёл один уважаемый человек и сказал:

- Мне нужен твой совет! Ты очень мудрый, всё знаешь. Помоги мне, пожалуйста. Я стал несчастен. У меня замечательная семья, лавка на рынке приносит мне хороший доход. Но я не ощущаю прежнего счастья. Я не отличаю рассвет от заката, каждый мой следующий день похож на предыдущий.

И он тяжело вздохнул.  Соломон немного задумался. А потом сказал:

- Многие мечтали бы оказаться на твоём месте. Обладать твоим домом, твоим положением, твоими богатствами, знаниями.

Немного помолчав Соломон добавил:

- А о чем мечтаешь ты?

- Сначала я мечтал освободиться от рабства, потом я хотел, чтобы моя лавка приносила мне хороший доход, потом мечтал встретить красивую и добрую женщину. А теперь я не знаю, о чем мечтать. У меня и так всё есть.

Тогда Соломон ответил:

- Человек, который живёт без мечты, подобен рыбам в этом пруду. Они не отличают закат от рассвета, все дни их жизни одинаковы. Они не ведают счастья. Но в отличие от рыб, ты сам запер себя в своём пруду.

И добавил:

- Если в твоей жизни нет благой мечты, значит в ней нет смысла. Ты будешь бесцельно шататься по своему дому и зря проживать жизнь. И только в конце ты спросишь себя: а для чего всё это? чего я хотел и что я достиг? Но если жизнь твоя наполнена смыслом, ты знаешь, о чём мечтать, знаешь что ты хочешь получить от жизни, то каждый твой шаг будет или приближать тебя к намеченной цели, или отдалять. И это будет наполнять тебя азартом и жаждой жизни.

Мужчина на минуту нахмурился, но потом просветлел:

- Значит, я всякий раз, достигая одной цели, должен загадывать другую? Но у меня нет столько желаний.

- А ты подумай! Куда сможет привести тебя твоя цель. Пусть каждая мечта открывает новые горизонты для следующей. Только в поиске и в постоянном росте ты сможешь обрести счастье.

Кальциевое сумасшествие или ЗНАНИЕ СИЛА!

hand_v5-lin В этой статье речь пойдёт об элементарных ЗНАНИЯХ для сохранения своего здоровья. Отныне человеческий глаз фиксирует не природные красоты, но антенны радиобашен. «А я все чаще замечаю, что телевизор мне природу заменил»! Реклама заменила знания, социальные сети — живое общение, фасфуд — обычную еду, ... Человек сейчас достиг всего, к чему шел веками, а именно «хлеба и зрелищ». Кто-то сказал: «Раньше были дети-почемучки («почему так происходит»), а сейчас зачемучки («зачем мне это надо»). Действительно, зачем напрягаться, когда ЗА тебя уже все придумали. Но вот ДЛЯ тебя ли!?

РАВНОВЕСИЕ

scales_v5-lin Встретились как-то ДУША и РАЗУМ. РАЗУМ увидел ДУШУ и ну, обниматься, целоваться и рассыпаться в комплиментах. «Как ты хороша, чиста, честна!» - не переставал он говорить. И как трудно мне всё познать, разузнать, выстроить план действий, наметить ПУТЬ, чтобы выйти на новый виток жизни! Как всё успеть и везде побывать, чтобы больше знать! Как трудно управлять всем и всеми!- продолжал тараторить он. «Как ты можешь жить в мире и покое?» - вдруг вспомнил РАЗУМ о правилах приличия и спросил свою собеседницу. ДУША не успела открыть рот, чтобы что-то ответить, как РАЗУМ перебил её, вновь жалуясь на свою судьбу, перечисляя другие свои многочисленные проблемы и не замечая попыток собеседницы что-то сказать. С той поры ДУША замолчала. Она поняла, что с РАЗУМОМ бесполезно спорить, он не слышит НИКОГО и не видит НИЧЕГО вокруг. Его распирает ВАЖНОСТЬ его мнимой кипучей деятельности! Молчит ДУША, а РАЗУМ продолжает молоть ЧЕПУХУ и искажать судьбу. Молчит ДУША, не дают ей даже рот открыть! Но знает она, что ГОСПОДЬ только ей дал возможность принимать правильные решение и вести ВПЕРЁД людей, поднимая их на новые витки жизни! ИСТИНА говорит, что ГОСПОДЬ даёт задание на получение опыта в этой жизни ДУШЕ, а РАЗУМ и ТЕЛО – только её помощники для получения этого опыта. СТРЕМИСЬ сделать так, чтобы твой РАЗУМ услышал ДУШУ, и вместе с ТЕЛОМ помогал ей и тогда ты будешь ВСЕГДА на гребне нужной волны, и поплывёшь к берегам СЧАСТЬЯ!