Главная | Статьи | О работоспособной команде.

О работоспособной команде

Наш Ум работает стереотипно. Стереотипно - означает неизменно повторяющееся. Психологи совсем недавно обнаружили, что мы пользуемся целым рядом стереотипов. Нас не редко призывают верить тому, что нам говорят, или делать то, что нам предлагают. И мы думаем, если так говорит авторитетное лицо , то это правильно. То есть, вместо того, чтобы рассмотреть доказательство "эксперта" с логической точки зрения, мы часто позволяем убедить себя посредством простого упоминания статуса этого "эксперта". Если кто то на верху придумал сказать белое, то возражать ему почему то уже не хочется. Это же уважаемые люди говорят. Сегодня, чуть ли не все Поголовно, считают, что рост прибыли на предприятии тесно связан с усовершенствованием структуры управления фирмы, в стратегическом планировании, в поиске нового сегмента в бизнесе, в усовершенствовании схем логистики, в новых схемах налогообложения, и т.п. Это примерно, как в знаменитой басне А. И. Крылова " Квартет", меняем партитуру, меняемся инструментами, играем форте или пиано, а на самом деле, поменять надо музыкантов. И еще, я постоянно слышу от многих моих коллег, друзей, бизнесменов, что самая большая проблема, с которой они сталкиваются, это низкая ответственность у людей, проблема подобрать нормальных, адекватных специалистов, отвечающих за различные направления в развитии фирм. У Наполеона Бонапарта есть одна очень знаменитая фраза: "Один француз никогда не победит одного египтянина. Два француза никогда не победят двух египтян. Батальон французов сможет завоевать весь Египет". Не существует проблем с ответственностью у людей, как нет и проблем в подборе команды. Надо просто уметь делать данную работу и подбирать людей, которые будут отвечать предъявленным требованиям. Это как раз о том, что нам с Вами надо проговорить. Командная работа очень тонкая штука. Однажды в моей жизни случился такой опыт. Одно из финансовых региональных подразделений благополучно пришло по своим показателям почти к нулевой отметке. Мне предложили поправить положение дел. Я согласился, но условием этой сделки было следующее - нельзя уволить ни одного человека из существующей группы людей. Задание архисложное. Почему нельзя ни кого уволить - военная тайна и я озвучить это не могу. Дал слово , значит его надо держать. Через два года мы вошли в десятку лучших в стране в составе данной финансовой структуры. Опыт получился колоссальный. Как я это сделал, чем руководствовался ? Вот об этом и будем говорить.

Прежде чем начать с Вами разговор о работоспособной команде, надо понять, что такое вообще группа людей? Группа - это люди, объединенные реальными отношениями. У такого объединения всегда есть общая цель. Например очередь к банкомату. Все люди, стоящие в очереди объедены в одну цель - получить наличные. Какие группы бывают? Формальные- сформированные на основании каких либо учредительных документов, например, устав фирмы, штатное расписание. И не формальные - сформированные на основании личных симпатий и привязанностей. И сразу начинаются тонкости. Формальной группой управляет руководитель, назначенный официальным документом. А не формальной - лидер. Власть руководителя определена должностными инструкциями и обязанностями. А власть лидера - абсолютна. Прошу обратить внимание на очень важный момент. Если руководитель, по каким либо причинам, не может быть лидером, то в этой группе людей всегда будут возникать определенные противоречия. То есть, идеально, когда руководитель является лидером. В любой из этих двух групп - формальной и неформальной, каждый отдельно взятый человек играет определенную роль. Роль - это поведение, которое ожидает группа от определенной личности при вхождении в группу. Так вот при формировании формальной группы, а это группа нас будет интересовать более всего, очень важно, помимо профессиональной подготовки человека, предвидеть его дальнейшую роль. Что можно ожидать от этого человека? Любая его роль будет основана, прежде всего, на сильных и слабых сторонах или на особенностях черт его характера. Давайте пойдем от противного. Я руковожу многочисленными коллективами людей в финансовых учреждениях и имею большой практический опыт. После того, как я провел собеседование и определился с тем, что данный человек подходит для группы управляемых мною людей, задаю себе вопрос, что этот человек будет ожидать от меня? В прочем, всегда, когда Вас назначают руководителем группы людей, задавайте себе вопрос, что они ждут от меня? Они, прежде всего хотят, чтобы им дали возможность работать и зарабатывать. У любого устраивающегося на работу человека имеется представление о том, как он будет работать и что за эту работу он будет получать. Что еще есть в ожиданиях людей? Что бы работа была интересной, увлекательной, чтобы работать по меньше, а получать по больше, чтобы работа заканчивалась не поздно, чтобы не оскорбляли и не унижали и чтобы руководитель разбирался в людях, в рабочих процессах и был объективен в различных каждодневных ситуациях. Если этого не случиться, они будут накладывать на своего начальника определенные санкции. О санкциях поговорим чуть позднее. Сейчас о роли руководителя. Понятно ведь, если в каждой группе, каждый отдельно взятый человек, играет свою, какую то определенную роль, то и руководитель группы, тоже играет свою роль. Какую свою любимую роль Вы обычно играете? Некоторые играют роль очень делового бизнес - шефа: бесконечные планерки, совещания, задания, поручения, переговоры и т.д. Кто то играет роль своего в доску. Этакий "папочка" или "мамочка", родной всем и близкий человек, который за своих подчиненных " порвет" любого. Кто то пытается руководить с помощью должностных инструкций и обязанностей, то есть администрировать. Я, например, всегда искренни играю роль наставника и созидателя. По другому просто не умею. Однако в любом случае все сводится к двум главным вариантам - администратор ты или лидер. Дело в том, что руководители, любящие администрировать, а не управлять, практически никогда не замечают санкций, которые накладывают на них подчиненные. Так что же такое санкции, ныне очень модное и популярное слово? А санкции, говоря простым языком, это штрафы. Это отрицательные очки и баллы, которые Вы будете получать от своих подопечных. Естественно Вам об этом на ухо не шепнут, да и вообще эту тему поднимать не будут. Но важно, очень важно знать, сколько штрафных баллов Вы накопили и за что! Бывает, что этих очков набрано на столько много, что коллективом управлять становиться уже не возможно. Приведу пример. Нас командировали в Питер. Нас - это управляющих крупными финансовыми учреждениями. Учеба. Наша роль руководителей резко поменялась. Из начальников мы стали студентами. Это крайне интересно наблюдать со стороны. Тот, кто искренне играет роль руководителя, то искренне играет и роль студента. А тот, кто играл роль все знающего человека для себя и своих подопечных, даже в образе студента, остался всезнайкой. Такой человек всегда найдет время и предварительно, упреждая назначенный час учебы, тщательно ознакомиться с материалом и темами, которым будут обучать. А потом, в процессе самой учебы, будет бравировать якобы давно полученными знаниями. В прочем, если человек заранее готовиться к изучаемому предмету, то этот процесс ни каких отрицательных ассоциаций у меня не вызывает. Этот пример приведен только в связи со сменой ролей в нашем бесконечном спектакле под названием жизнь. Классический и часто встречаемый пример смены ролей я всегда рассказываю молодым девушкам. Вдруг встречается интересный мужчина. Начинает здорово и красиво ухаживать - цветы, рестораны, подарки. Все шикарно! Но, как только стали сожительствовать, человека как будто подменили. Почему так происходит? Видимо потому, что Ваш партнер блестяще сыграл роль "жениха". Теперь он будет стараться так же хорошо сыграть роль "мужа". Вот только эту роль, да и предыдущую, каждый понимает по своему. Видимо роль ухаживания он понимает как положено, а вот роль мужа, воспринимается им уже, как роль хозяина. Важно еще в процессе его ухаживания почувствовать от души он это делает, или нет, он действительно любит или играет очередную свою роль. Не менее важно себе представлять и будущую роль вновь принимаемого Вами на работу человека. Ведь при собеседовании происходит наиболее тщательное изучение кандидата на ту или иную должность. Именно здесь необходимо постараться понять с помощью наводящих вопросов, что за роль на себя возьмет Ваш новый подопечный, на что хватит его талантов и что в помощь ему подбросят его же сильные и слабые стороны.

Теперь пора перейти от ролей к рассмотрению неформальной группы. В каждой формальной группе есть несколько не формальных групп. Если руководитель не знает о существовании таких групп и не знает кто там лидер, он может допустить целый ряд организационных ошибок. Руководитель - администратор, в стремлении " дойти до каждого члена коллектива" и не знающий лидеров неформальных групп в своем коллективе, часто разговаривает не с лидером, а просто с одним из членов неформальной группы. Результат будет, мягко говоря, не очень хорошим. Мы уже знаем, что власть лидера в группе - абсолютна. Значит, первая реакция настоящего лидера на этот разговор или поручение начальника - администратора будет ревность, то есть почему вообще разговаривают не с ним. А вторая и третья будет сильно искажена комментариями, советами и запретами лидера.

Неформальных групп, как правило, бывает три. Первая Группа - это группа так называемых карьеристов. Это люди, которые во что бы то не стало стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это молодые люди, которые в студенческие годы посещали все возможные кружки и готовили себя к серьезной профессиональной деятельности. Они начитаны, их интересуют знания, наставники, все возможные курсы обучений. Эти люди четко понимают, что единственная возможность доказать свою уникальность - это состояться как профессионал в своем деле. Для меня карьерист - это нормально. Сам такой. У любого карьериста всегда две цели: внутренняя и внешняя. Внутренняя - это личностный и профессиональный рост. Внешняя - это моральные и материальные стимулы. Для меня карьерист - это человек, прежде всего, постоянно работающий над собой, который знает и не стесняется признавать свои слабые стороны и работает над ними, человек, который выстроил свою систему мировоззрения так, что для него все УЧИТЕЛЯ. Для достижения своих целей он умеет брать где помногу, а где то по крупицам, знания, чтобы стать специалистом экстра - класса. Чем еще хороши карьеристы? Они всегда работают в полную силу. Они всегда готовы к изменениям. Карьеристы не будут жаловаться, писать служебные записки наверх и будут стараться избегать общественной работы. Каждый карьерист мечтает занять место своего руководителя. Эти люди всегда доставят много хлопот руководителю, с точки зрения того, что будут постоянно подпирать его со всех сторон. Группа карьеристов не особо дружна, но они хорошо понимают друг друга. И если их объединить общим творческим процессом они могут быстро сплотиться.

Следующая группа называется культурно - развлекательная. Лидер этой группы имеет авторитарную форму влияния. Этот человек управляет один. Он, как правило, никому не доверяет. Он всегда занят. С работы уходит поздно. Его ближайшие помощники с одной стороны, находятся близко к начальству, а с другой, являются козлами отпущения. В конфликт вступает только с карьеристами. От особо ретивых быстро избавляется. Кстати, к карьеристу всегда легко придраться. Он пытается всегда внести в работу какие то новые элементы. А любое новое, как всегда по началу, менее надежное, чем старое. Докопаться до того, что где то что то не так работает, особого труда не представляет. В эту группу входят люди, которые остановились в своем профессиональном росте. Их основные интересы лежат на стороне. Это может быть бизнес на стороне, либо хорошо зарабатывающей муж (жена), либо что то в подобном роде. Они не плохие специалисты. Хорошо знают свои обязанности и хорошо их выполняют. Для них учеба - это просто возможность отдохнуть, но работать они будут от и до. Как говорят: "Ни на копейку больше"! Главная отличительная черта этой группы в том, что в эту группу довольно часто попадают люди, которые пошли в ВУЗ не по своему призванию, не по зову сердца и природы, а по призыву своих родителей.

Так вот еще одна тонкость. Любой Руководитель обязан стремиться к тому, чтобы люди его группы не только стремились работать над своими слабыми сторонами, но росли на профессиональном уровне. Мне кажется, что время так неукоснительно двигается вперед, и уже самому непутевому руководителю понятно, что в твоей группе, рядом с тобой должны работать, прежде всего сильные специалисты, работающие самостоятельно, но под твоим руководством. А уж потом те, которые, скажем мягко, любят тебя и делают вид, что хорошо к тебе относятся. Конечно сильного специалиста трудно заставить себя уважать. Если он и будет это делать, то только за твои дела, за твои поступки. Поэтому людей в своей группе необходимо растить, а не замедлять их рост. И уж во всяком случае не мешать им работать и расти самостоятельно. Исследования показывают, что руководитель - карьерист ускоряет рост группы, как в профессиональном плане, так и в моральном. А вот руководитель, представитель культурно - развлекательной группы, как правило, тормозит. Приведу яркий пример руководителя культурно - развлекательной группы. Это один из моих учеников. У меня их много. Они работают по всей стране. Был такой период в моей жизни, когда в одном из городов Нашей страны 13 моих учеников были первыми лицами в различных финансовых учреждениях. Я это к тому, чтобы Вы понимали, что всю свою жизнь я учил людей быть примером для подражания, учил тому, что твое имя и фамилия есть и будет пропуском в огромный мир финансов. Однако некоторые, хотя ты учишь их одному, почему то, как губка впитывают как раз противоположное. Так вот, о моем ученике. Я назначил его Начальником отдела по работе с клиентами. Он быстро ухватил необходимые навыки и через небольшой промежуток времени стал хорошо разбираться в своем предмете. Через какое то время я заметил, что он стал лидером в культурно - развлекательной группе нашего коллектива. К нему обращались за советом, он стал давать ценные указания, поскольку стоял рядом с руководством, то был в курсе всех событий. Постепенно он стал влиять на эти события, а затем стал неформально вмешиваться во все процессы. В этот момент меня перевели на другую работу в другой регион. Но я до расскажу, что с ним было дальше. Он обманом получил должность управляющего в конкурирующем учреждении, там ему не удалось вырастить работоспособную команду и с ней добиться ощутимых результатов. Он обманом перешел в другую организацию и самое интересное, что часть людей, которые лучше всего знают его методы руководства, ходят за ним по пятам. Естественно он дает им хорошие должности, не плохую зарплату, все из них, наверное уже понимают, что и на этом месте результатов не будет, но тем не менее их всех это устраивает. Не догадывается об этом только его руководство в Москве. Они наверняка ждут от него и культурно - развлекательной команды результатов. Именно поэтому я решил проговорить данную тему. Люди же должны научиться отличать белое от черного. Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от действий всей группы. На практике это означает, что должен происходить обмен идеями, ресурсами, обязанностями. Есть люди, которые сомневаются, что от этого выигрывают сильные сотрудники. Но я то знаю, что от командной работы выигрывают и те и другие, потому что каждый член группы разделяет успех команды.

Кальциевое сумасшествие или ЗНАНИЕ СИЛА!

hand_v5-lin В этой статье речь пойдёт об элементарных ЗНАНИЯХ для сохранения своего здоровья. Отныне человеческий глаз фиксирует не природные красоты, но антенны радиобашен. «А я все чаще замечаю, что телевизор мне природу заменил»! Реклама заменила знания, социальные сети — живое общение, фасфуд — обычную еду, ... Человек сейчас достиг всего, к чему шел веками, а именно «хлеба и зрелищ». Кто-то сказал: «Раньше были дети-почемучки («почему так происходит»), а сейчас зачемучки («зачем мне это надо»). Действительно, зачем напрягаться, когда ЗА тебя уже все придумали. Но вот ДЛЯ тебя ли!?

РАВНОВЕСИЕ

scales_v5-lin Встретились как-то ДУША и РАЗУМ. РАЗУМ увидел ДУШУ и ну, обниматься, целоваться и рассыпаться в комплиментах. «Как ты хороша, чиста, честна!» - не переставал он говорить. И как трудно мне всё познать, разузнать, выстроить план действий, наметить ПУТЬ, чтобы выйти на новый виток жизни! Как всё успеть и везде побывать, чтобы больше знать! Как трудно управлять всем и всеми!- продолжал тараторить он. «Как ты можешь жить в мире и покое?» - вдруг вспомнил РАЗУМ о правилах приличия и спросил свою собеседницу. ДУША не успела открыть рот, чтобы что-то ответить, как РАЗУМ перебил её, вновь жалуясь на свою судьбу, перечисляя другие свои многочисленные проблемы и не замечая попыток собеседницы что-то сказать. С той поры ДУША замолчала. Она поняла, что с РАЗУМОМ бесполезно спорить, он не слышит НИКОГО и не видит НИЧЕГО вокруг. Его распирает ВАЖНОСТЬ его мнимой кипучей деятельности! Молчит ДУША, а РАЗУМ продолжает молоть ЧЕПУХУ и искажать судьбу. Молчит ДУША, не дают ей даже рот открыть! Но знает она, что ГОСПОДЬ только ей дал возможность принимать правильные решение и вести ВПЕРЁД людей, поднимая их на новые витки жизни! ИСТИНА говорит, что ГОСПОДЬ даёт задание на получение опыта в этой жизни ДУШЕ, а РАЗУМ и ТЕЛО – только её помощники для получения этого опыта. СТРЕМИСЬ сделать так, чтобы твой РАЗУМ услышал ДУШУ, и вместе с ТЕЛОМ помогал ей и тогда ты будешь ВСЕГДА на гребне нужной волны, и поплывёшь к берегам СЧАСТЬЯ!